The use of technical salt (mineral halite) in the regeneration technology of modern automatic Na-softening filters

Ivan Tikhonov

The consumption of salt for the regeneration of Na-softening filters is one of the most expensive items in the operation of water treatment equipment.

Modern water softening systems are fully automated. The operator only needs to add salt to the feeder (salt solvent tank) after it has been consumed. Modern valves automatic control of flows in the softening systems are complex technical devices with lots of transitions, openings, orifices, injectors, plungers, etc. The use of solutions from crude technical salt (halite) in such devices can lead to clogging of the device and its failure.

Manufacturers of flow control valves recommend using tableted salt for resin regeneration. Tableted salt is a salt that has been pre-cleaned of various contaminants. The solution obtained from such a salt is transparent and an insoluble precipitate is not formed at the bottom of the feeder. The content of NaCl in the tableted salt should be at least 99.0%. For regeneration of resin of softening systems the amount of the sodium chloride in the salt should be at least 97 %.

The main disadvantage of the tableted salt is its cost. Currently, the wholesale purchases of 1 kg of the tableted salt costs from 0,25 $. As a cheaper analogue a mineral concentrate halite (technical salt) of the highest category, which contains 97-98% NaCl can be considered.

Before the advent to the Russian market of tablet salt halite has been used widely for the purpose of water treatment. The cost of 1 ton of premium halite is an average of $ 60, i.e. 1 kg of halite is $ 0.06. Halite is cheaper than tableted salt on average 4.5 times. There is a natural question about the possibility of using halite in modern water softening systems, which are equipped with automatic flow control valves.

When the technical salt is dissolved directly in the feeder (salt-solvent tank), a large number of contaminants initially contained in the salt is formed. The formation of a stable film on the inner surface of the feeder and in the salt mine is observed. There is the formation of a large number of suspended solids and insoluble precipitate. All this leads to failure of flow control valves. It also has a negative effect on the ion exchange quality of the resin.

Thus, taking into account these circumstances, a scheme for the use of technical salt (halite “top grade”) in automatic water softening plants was developed. For water treatment purposes only the highest grade of halite with NaCl content of more than 97% is applicable.

The Figure.1 presents the schematic circuit of the use of technical salt in the automatic installation of water softening consisting of an automatic flow control valve (CLACK, FLECK), fiberglass housing with resin, and feeder with a salt intake device. This installation is standard for the vast majority of modern water softening systems of medium and low productivity.

Principle of operation:

The initial hard water enters the control valve and is redirected to the filtration through the resin in the filter housing from top to bottom. The initial hard water enters the control valve and is redirected to the filtration through the resin in the filter housing from top to bottom. The resin requires regeneration after exhaustion of ion exchange resin for sodium ions. Resin regeneration is carried out by a working solution of tablet salt concentration of 8-10%. The working salt solution is obtained by mixing the saturated salt solution and the source water. Mixing of flows takes place in the control valve, and then the working solution enters the filter. The saturated solution has a concentration of about 26%. The working solution is of 8-10%. A saturated solution is prepared previously in the feeder (the tank). The operator pours the tableted salt into the feeder. Water enters the feeder automatically for a clearly defined time after each automatic regeneration of the unit. The amount of water supplied to the feeder is a very important parameter, which largely determines the efficiency of salt consumption for resin regeneration.

The volume of water in the feeder is determined by two conditions:

  1. Tank fill time;
  2. Emergency float valve, which regulates the maximum water level in the feeder.

Both conditions do not always allow to ensure the right amount of saturated salt solution in the feeder for optimal management of the regeneration process. For example, 1 liter of resin usually requires 120 g of table salt for medium hardness water. If the filter is filled with 100 liters of resin, the regeneration will require 12 kg of salt or 40 liters of saturated 25% solution. Manufacturers of water treatment equipment indicate that the volume of undissolved salt in the feeder should be slightly above the water level. It is worth remembering that the insoluble salt occupies a significant volume in the feeder and the volume of water supplied to the feeder in the automatic mode may not be enough to obtain the necessary volume of the saturated solution. Increasing the time of water supply to the feeder in this case will not correct the situation, because the float valve will block the water supply line when the volume of water will increase to the maximum level, despite the fact that most of the internal volume of the feeder is occupied by undissolved tableted salt.

In any case, this method of creating a saturated salt solution does not allow to fully control the process of water softening with optimal parameters for salt consumption. It takes a long time to set up the process of adding salt and the time of water supply to the feeder. The efficiency of this process can be tracked only after some time when calculating the relative salt consumption per 1 m3 of softened water. This can only be done using salt and water consumption data.

According to the scheme in Fig. 1 the saturated solution of technical salt is prepared in a separate tank with a volume much larger than the volume of the feeder. The volume of the obtained saturated salt solution in the tank should be enough for several regenerations. The “dirty” saturated solution is supplied to the clarification filter by means of a pump. The pump must be equipped with a nonreturn valve and a pressure switch, as well as a corner strainer at the inlet. The clarification filter is a fiberglass body of sizes 8-32 with a manual flow control valve. A filter loaded high-performance brightening download – Filter AG. Water flow through the filter should not exceed 0.4 m3/h. After clarification, the saturated solution enters the feeder. The level of filling the feeder with solution is controlled by a float valve. Thus, you can fill a certain amount of saturated solution required for resin regeneration into the feeder. If the pressure drop increases on the filter clarification more than 0.5 bar it is necessary to carry out washing out of the filter into the drain. For this purpose it is necessary to connect the pipeline with the source water to the supply line of the saturated solution.

Automation of the process consists in the installation of a microswitch in the valve of automatic control softening. The microswitch must be switched on (close contact) at the automatic output of the softening unit into regeneration mode. When the contact is closed, the solenoid valve (normally open) must be switched on (closed), thereby blocking the supply of saturated solution to the feeder. In the process of regeneration, the saturated solution is injected from the feeder and, mixing with the source water, enters the filter for the regeneration of the resin. The float valve in the intake salt device opens as the saturated solution in the feeder decreases, but the closed solenoid valve does not allow the solution to enter the feeder after the clarification filter. Thus, accurately measured amount of solution is spent for  the regeneration of the resin. After the regeneration is complete, the control valve automatically starts filling the feeder with the source water. You must turn off this stage or make it minimal (approx. 1 min). After completion of the regeneration and the “filling the feeder with water” stage, the microswitch will be opened and the solenoid valve will open. Filling the feeder with a saturated solution from the tank will begin. The feeder will be filled with saturated solution until the float valve of the salt intake device is activated. The cycle is completed.

This scheme is easy to operate and inexpensive. When it is used in boilers with a capacity of 1.5 m3/h of softened water, the additional purchased equipment pays off in less than six months by saving on cheaper technical salt. The payback period is even less than if the boiler capacity is more than 1.5 m3/h.

The example of calculation of economic effect from the use of technical salt in systems of water softener instead of tablet salt.

Source data

The steam boiler with installed water softening system which has a capacity of 1.5 m3/h. The daily amount of softened water is 36 m3.

The source water is a drinking city water supply. The total hardness of the source water is 4.0 mg-eq/l.

With such hardness of the source water, the specific consumption of salt per 1 m3 of the source water will be 0.45 kg, i.e. the daily consumption of salt will be 0.45*36=16.2 kg.

The cost per day for tablet salt – 16.2*0.27=4.37 $/day

The cost per day for technical salt – 16.2*0.06=0.97 $/day

0.27 – the cost of 1 kg of tableted salt, dollars

0.06 – the cost of 1 kg of technical salt, dollars

Savings using of technical salt will be 4.37-0.97=3.4 $/day.

The cost of additional installed equipment for the use of technical salt:

  1. The tank of saturated solution (1000 liter) – 150 $.
  2. The pump with pressure switch and check valve – 60 $.
  3. The water clarification filter with manual control – 180 $.
  4. The solenoid valve (n.о.) ½ “ – 45 $.
  5. Pipelines, instrumentation and installation works – 200 $.

                                                  Total amount: 635 $.

The payback 635/3.4= 186 days

Conclusion: I believe that the use of technical salt instead of tableted in boilers with a capacity of softened water more than 1.0 m3 / hour is justified and creates a significant economic effect through the use of cheaper salt (halite). The equipment used in the modernization of the standard scheme pays off in less than a year. Commissioning of the softening unit using the proposed scheme becomes more efficient in the process of controlling of the salt consumption for resin regeneration, which will avoid unnecessary salt overruns.

© 2018 Tikhonov Ivan. tiwater.info

Share

Post a Reply

Your email address will not be published.

Top

Использование технической соли (минерал Галит) в технологии регенерации современных автоматических Na – катионитовых фильтрах

Тихонов И.А.

Расход соли для регенерации Na-катионитовых фильтров является одной из самых затратных статей при эксплуатации водоподготовительного оборудования.

Современные системы умягчения являются полностью автоматизированными. Оператору необходимо только досыпать соль в фидер (бак-солерастворитель) по мере её расходования. Современные клапаны автоматического управления потоков в системах умягчения представляют собой сложное техническое устройство с множеством переходов, отверстий, сужающих устройств, инжекторов, плунжеров и т.д. Использование в таких устройствах растворов из неочищенной технической соли (галита) может привести к засорению устройства и выходу его из строя.

Производители клапанов управления потоками рекомендуют использовать для регенерации катионита таблетированную соль. Таблетированная соль это соль, приготовленная выварочным способом для максимальной очистки. Раствор, полученный из такой соли, прозрачен и на дне  фидера не образуется нерастворяюшийся осадок. Содержание NaCl в таблетированной соли должно составлять не менее 99,0%. Для регенерации катионита систем умягчения содержание хлористого натрия в соли должно быть не менее 97 %.

Основной недостаток таблетированной соли это её стоимость. В настоящее время при оптовых закупках 1 кг таблетированной соли стоит от 18 рублей. В качестве более дешевого аналога можно рассмотреть минеральный концентрат галит (техническая соль) высшей категории, которая содержит 97-98 % NaCl.

До появления на российском рынке таблетированной соли галит использовался повсеместно для целей водоподготовки. Стоимость 1 тонны галита высшего сорта составляет в среднем 4000 рублей, т.е. 1 кг галита стоит 4 рубля. Галит дешевле таблетированной соли в среднем в 4,5 раза. Возникает закономерный вопрос о возможности использования галита в современных системах умягчения воды, которые  оснащены автоматическими клапанами управления потоками.

При растворении технической соли непосредственно в фидере (баке-солерастворителе) образуется большое количество загрязнений изначально содержащихся в соли. Наблюдается образование устойчивой пленки на внутренней поверхности фидера и в солезаборной шахте. Образуется большое количество взвешенных веществ, нерастворимый осадок. Все это приводит к выходу из строя клапанов управления потоками. Так же это негативно влияет на ионообменные качества катионита.

Т.о. учитывая данные обстоятельства, была разработана схема применения технической соли (галита «высший сорт») в автоматических установках умягчения воды. Для целей водоподготовки применим только высший сорт галита с содержанием NaCl более 97 %.

На рис.1 представлена принципиальная схема использования технической соли в автоматической установке умягчения воды состоящей из автоматического клапана управления потоками (CLACK, FLECK), стеклопластикового корпуса с катионитом, фидера с солезаборным устройством. Данная установка является стандартной для подавляющего большинства современных систем умягчения воды средней и малой производительности.

© 2018 Tikhonov Ivan. tiwater.info

Принцип работы:

Исходная жесткая вода поступает в клапан управления и перенаправляется на фильтрацию через катионит в корпус фильтра сверху вниз. После истощения катионита по ионам натрия требуется его регенерация. Регенерация катионита осуществляется рабочим раствором поваренной соли концентрацией 8-10%. Рабочий раствор соли получается путем смешения насыщенного раствора соли и исходной воды. Смешивание потоков происходит в клапане управления, и далее уже рабочий раствор поступает в фильтр. Насыщенный раствор имеет концентрацию около 26%. Рабочий раствор 8-10%. Насыщенный раствор приготавливается предварительно в фидере (баке-солерастворителе). Оператор засыпает таблетированную соль в фидер. Вода поступает в фидер автоматически в течение четко установленного времени после каждой автоматической регенерации установки. Количество воды, поступившее в фидер, является очень важным показателем, во многом определяющим эффективность расходования соли на регенерацию катионита.

Объем воды в фидере определяется двумя условиями:

1. Временем заполнения бака;

2. Аварийным поплавковым клапаном, регулирующим максимальный уровень воды в фидере.

Оба условия не всегда четко позволяют обеспечить количество насыщенного раствора соли в фидере для оптимального ведения процесса регенерации. К примеру, на 1 литр катионита, как правило, для вод средней жесткости требуется 120 г поваренной соли. Если в фильтре засыпано 100 литров катионита, то для регенерации потребуется 12 кг соли или 40 литров насыщенного 25 % раствора. Производители водоподготовительного оборудования указывают на то, что объем нарастворившейся соли в фидере должен быть чуть выше уровня воды. Стоит помнить, что нерастворившаяся соль занимает существенный объем в фидере и количество поступившей в фидер воды в автоматическом режиме может быть недостаточно для получения необходимого количества насыщенного раствора. Увеличение времени поступления воды в фидер в данном случае не исправит ситуацию, т.к. поплавковый клапан перекроет линию подачи воды при повышении объема воды до максимального уровня, при том, что большая часть внутреннего объема фидера занята нерастворившейся таблетированной солью.

В любом случае, такай способ получения насыщенного раствора соли, не позволяет полностью контролировать ведение процесса умягчения воды при оптимальных параметрах по потреблению соли. Требуется длительная отстройка процесса дозасыпки соли и времени набора воды в фидер. Эффективность данного процесса можно отследить только спустя некоторое время при определении удельного потребления соли на 1 м3 получаемой умягченной воды по результатам ведения учета за расходами соли и воды.

В соответствии со схемой насыщенный раствор из технической соли приготавливается в отдельной емкости объемом значительно большим, чем объем фидера. Объема полученного насыщенного раствора соли должно хватать на несколько регенераций. «Грязный» насыщенный раствор поступает с помощью насоса на фильтр осветления. Насос необходимо оборудовать обратным клапаном и реле давлением, а также угловым сетчатым фильтром на входе. Фильтр осветления представляет собой стеклопластиковый корпус типоразмеров 8-32 с ручным клапаном управления потоками. Фильтр загружен высокоэффективной осветляющей загрузкой Filter AG. Расход воды через фильтр должен быть не более 0,4 м3/час. После осветления насыщенный раствор поступает в фидер. Уровень заполнения фидера раствором контролируется поплавковым клапаном. Таким образом, в фидер можно набрать четкое количество насыщенного раствора необходимое для регенерации катионита. При увеличении перепада давления на фильтре осветления выше 0,5 бар необходимо провести взрыхление и отмывку фильтра в дренаж. Для этого к подводящей линии насыщенного раствора необходимо подключить трубопровод с исходной водой.

Автоматизация процесса заключается в установке микропереключателя в автоматический клапан управления умягчением. Микропереключатель должен включаться (замыкать контакт) при автоматическом выходе установки умягчения в регенерацию. При замыкании контакта должен включаться (перекрываться) соленоидный клапан (нормально открытый). Тем самым перекрывая подачу насыщенного раствора в фидер. В процессе регенерации насыщенный раствор инжектируется из фидера и, смешиваясь с исходной водой, поступает на регенерацию катионита. Поплавковый клапан в солезаборном устройстве по мере уменьшения насыщенного раствора в фидере открывается, но закрытый соленоидный клапан не дает раствору после фильтра осветления поступать в фидер. Таким образом, на регенерацию катионита тратиться точно отмеренное количество раствора. После завершения регенерации клапан управления в автоматическом режиме начнет заполнять фидер исходной водой. Необходимо выключить или сделать минимальной эту стадию (прим. 1 мин). После завершения регенерации и стадии «заполнение фидера водой» микропереключатель разомкнется и соленоидный клапан откроется. Начнет происходить заполнение фидера насыщенным раствором из емкости. Фидер заполнится насыщенным раствором до срабатывания поплавкового клапана солезаборного устройства. Цикл завершен.

Данная схема является простой в эксплуатации и не дорогой. При использовании в котельных производительностью по умягченной воде 1,5 м3/час дополнительно приобретенное оборудование окупается менее чем за полгода за счет экономии на более дешевой технической соли. При большей производительности срок окупаемости еще меньше.

Пример расчета экономического эффекта от использования технической соли в системах умягчения воды вместо таблетированной соли.

Исходные данные

Паровая котельная с установленной системой умягчения воды производительностью 1,5 м3/час. Суточное количество умягченной воды – 36 м3.

Исходная вода – питьевой водопровод г. Саратова. Общая жесткость исходной воды – 4,0 мг-экв/л (0Ж).

При такой жесткости исходной воды удельный расход соли на 1 м3 исходной воды составит 0,45 кг. Т.е. суточный расход соли составит 0,45*36=16,2 кг.

Затраты в сутки на таблетированную соль – 16,2*18=291,6 руб/сут.

Затраты в сутки на техническую соль – 16,2*4=64,8 руб/сут.

18 – стоимость 1 кг таблетированной соли, руб;

4 – стоимость 1 кг технической соли, руб.

Экономия при применении технической соли составит 291,6-64,8=226,8 руб/сут.

Стоимость дополнительно устанавливаемого оборудования для использования технической соли:

Емкость насыщенного раствора (1000 л.) пластиковая – 10000 руб.
Насос с реле давления и обратным клапаном – 4000 руб.
Фильтр осветления с ручным управлением – 12000 руб.
Соленоидный клапан (н.о.) ½ “ – 3000 руб.
Трубопроводы, КиП и Монтажные работы – 11000 руб.
Итого: 40 000 руб.

Срок окупаемости 40000/226,8= 176 суток

Вывод: Считаю, использование технической соли вместо таблетированной в котельных с производительностью по умягченной воде более 1,0 м3/час оправданным и создающим значительный экономический эффект за счет использования более дешевой соли. Оборудование, применяемое при модернизации стандартной схемы, окупается менее чем за год. Режимная наладка установки умягчения при использовании предлагаемой схемы становится более эффективной в процессе регулирования расхода соли для регенерации катионита, что позволит избежать необоснованного перерасхода соли.

Top